Тропою Курчевского, или Контейнер — наше всё!

Если верить американцам и японцам (хотя сложно понять, какое дело японцам до Тайваня), то Китай втайне готовит для блокады острова сотни вооруженных гражданских кораблей с ракетным оружием. Старые/новые контейнерные пусковые установки позволяют осуществить такое довольно легко и с небольшими затратами.
Вообще ситуация интересная: весь мир сходит с ума, реализуя советскую идею столетней давности. Смешно? Но факт, за прошедшие сто лет многие вещи разрабатывались с оглядкой на этот проект.
История известна: жил-был в СССР инженер Леонид Курчевский. Что есть «кустарь-одиночка с мотором» по Ильфу и Петрову, благо жил с ними в одно время. И любил товарищ Курчевский изобретать всякое, а вот образованием себя не отягощал. Зато компенсировал это энергией, сопоставимой с ядерным реактором ВВЭР-1000.
В его портфеле были и глиссер, и крылатая торпеда, и гранатомет, и полярная лодка-вездеход, и вертолет. И много чего еще, все это объединяло одно – толком ни один проект довести до ума не получилось.
За вертолет (точнее, за потраченные якобы на него деньги) Курчевский получил 10 лет и был отправлен на Соловки. Но даже местная погода не охладила его пыла, и там он изобрел детище, которое, в общем, и ввело его в историю и довело до расстрельной стенки.
О ДРП, или динамореактивной пушке, написано много. То, что ни одна страна в мире не стала разрабатывать и применять такое оружие, уже говорит о многом. Главным образом из-за того, что дорого и непредсказуемо. Но Курчевский, которого поддерживал другой «гений», Тухачевский, мечтал о том, чтобы запихнуть свое изделие куда только можно: на танк, грузовик, мотоцикл, самолет, корабль, катер и так далее.
Но грянул гром, и карета превратилась в тыкву. Авиационные и морские автоматические пушки Курчевского калибров от 37 до 152-мм давали постоянные отказы и задержки при стрельбе из-за неполного сгорания гильз из нитроткани и ненадёжной работы пневматического механизма перезарядки, что делало это оружие абсолютно небоеспособным.
Пушки из РККА изъяли, а Курчевского расстреляли. Но идея как бы осталась, и некоторые разработки велись с оглядкой, потому что грех не использовать наработки, пусть и неудачные.
Кстати, работы настоящих инженеров, а не недоучки Курчевского, привели к появлению советских безоткатных орудий СГ-82, Б-10, Б-11 и СПГ-9 «Копье». СПГ-9 называют гранатометом, но, если честно, разница с безоткатным орудием Б-11 ищется с микроскопом.
Б-11
СПГ-9
Была у Курчевского идея о вооружении самолетов своими ДРП, и когда с многозарядными 76-мм ДРП не получилось, то он придумал то, что потом получило продолжение – однозарядную ДРП, которая была легче и являла собой практически привычную нам пусковую для ракеты.

Конечно, современные ПУ разительно отличаются от ДРП, но, тем не менее, определенное родственное сходство прослеживается.
Рациональное зерно в морских 305-мм ДРП Курчевского заключалось именно в том, что такую штуковину с линкоровским калибром можно было беспрепятственно установить (и устанавливали на ЭМ «Энгельс») на эсминец или большой катер. Ну а в перспективе на любую рыбацкую посудину можно было установить хоть пачку этих чудо-орудий меньшего калибра. Вопрос эффективности, конечно, но тем не менее можно было с минимальными затратами.
305-мм ДРП Курчевского на эсминце "Энгельс"

76-мм ДРП на тральщике
И вот тут мы с вами и подходим к тому, о чем сегодня болит голова у многих.
То есть о том, что китайцы, собственно, сегодня пробуют реализовать мечту Курчевского, но уже как бы через сто лет, учтя все плюсы и минусы и российские системы «Клаб-К» и «Калибр-К».
Японский журнал «Дипломат» (понятно, кто за ним) недавно со ссылкой на японских же разведчиков сообщил следующее:
Контейнеровозный ракетоносец и авианосец в рядах военно-морских сил НОАК был только началом. Китай прямо сейчас отрабатывает возможность блокады Тайваня с помощью тысяч гражданских грузовых и рыболовных судов в качестве скоординированной силы. Часть из них планируется вооружить контейнерными видами вооружений и лёгким противокорабельным оружием. Часть превратить в беспилотные брандеры. И пока западным флотам придется разбираться с этой стреляющей и взрывающейся «стаей», к бою подключатся главные силы ВМС НОАК.
Создается впечатление, что японцы, мягко говоря, имеют стойкое опасение, что они на очереди. В принципе, понятно, что вероятность такого развития событий есть. Но тут практически сами виноваты, политиков такого уровня, как не совсем адекватная премьер-министр Санаэ Такаити, надо все-таки держать в руках государства. Или в медицинском учреждении соответствующего профиля, принадлежащего государству.
Про китайские контейнерные виды оружия японцам можно верить. Впрочем, после 2010-х годов, когда весь мир обалдел от наших «Club-K» и «Калибр-К» и все бросились разрабатывать что-то подобное, это неудивительно. Вопрос размещения и применения, вот американцы собираются решить свои проблемы с оснащением новых кораблей (будет ниже), а китайцы как раз делают то, что предлагал сто лет назад Курчевский. То есть вооружить всё, что только можно.
Вообще у нас сто лет назад было много замечательных идей. Тот же начальник знаменитого Остехбюро Владимир Бекаури девяносто лет назад научно обосновал принципы постройки и применения телеуправляемых автономных катеров. И чем, скажите, сегодняшние БЭК отличаются от катеров Бекаури? Только методом передачи команд управления. Интернет и спутники оказались более эффективны.
Но в те годы это было нереально осуществить технически, технологии не достигли того уровня, за которым начинается техника. Потому Бекаури и пошел вслед за Курчевским. Тоже за растрату практически. В той стране ресурсы старались беречь…
А сегодня Китай вполне себе нормально реализует идеи Курчевского, на выходе получив ракетоносный флот, который будет непросто идентифицировать и который действительно сможет осуществлять пуски противокорабельных (и не только) ракет в упор по кораблям противника с неудобных коротких дистанций.
А вот в «густонаселенном» районе типа Ормузского пролива или у Тайваня топить все подряд — это далеко не всякой эскадре по силам.
Но идея хороша. Промысловый флот Китая по мановению руки превращается в противолодочный, а грузовой – в ракетоносный. Учитывая, что количество кораблей в обеих флотах исчисляется в сотнях, идея просто прекрасная. Главное – наштамповать столько ракет. Хотя, чтобы окружить Тайвань кольцом таких кораблей, тысяч не потребуется.
Вот картинка. Кольцо вокруг острова на расстоянии 150 км, чтобы не достали с берега. Получается протяженность около 1500 км. Если расставить корабли в пределах прямой видимости, то есть около 20 км, то на такое кольцо пойдет всего 75 кораблей. Для ровной цифры пусть будет 100. И на каждом по 4 ракеты в контейнерной ПУ. 400 ракет. Даже с учетом 50% эффективности можно осложнить жизнь двум сотням кораблей, идущим что к Тайваню, что от него.
И проскочить через такую сеть будет очень непросто. Тем более если за спиной у «рыбаков» и «торговцев» будет стоять реальный военный флот Китая.

Хорошая мысль. Интересно, насколько эффективной получится реализация.
Кстати, американцы тоже вовсю работают над контейнерными ПУ. Замысел Военно-морских сил таков: они отстаивают проект своего нового фрегата FF(X), который не будет оснащён традиционной системой вертикального пуска (VLS), а вместо этого будет полагаться на контейнерные модули вооружения на корме. Это, по замыслам, значительно упростит систему вооружения кораблей, а значит — удешевит ее.
Этот FF(X)-корабль водоизмещением 4750 тонн, созданный на базе катера береговой охраны класса Legend, изначально будет иметь такое же базовое вооружение, как и прибрежный боевой корабль (LCS). То есть практически никакое. Предполагается, что контейнеры с ракетами как раз и обеспечат гибкость и огневую мощь, необходимые для будущих миссий.
Отказавшись от традиционного дизайна военных кораблей с вертикальными пусковыми, ВМС США делают ставку на палубные контейнеры с ракетами для вооружения фрегатов нового поколения. Военно-морские силы отвергают критику в адрес своей программы по созданию фрегатов FF(X), подтверждая, что корабль будет запущен в производство без интегрированной системы вертикального пуска (VLS) — стандартных ракетных ячеек на большинстве современных надводных боевых кораблей.
Вместо этого ВМС планируют использовать большое пространство на корме корабля в качестве «парковочного места» для модульных контейнерных пусковых установок.
По их словам, эта концепция обеспечит беспрецедентную адаптивность и возможность быстрой модернизации. Ну и конечно, это весьма значительно удешевит конструкцию корабля, в этом нет никаких сомнений.
Есть сомнения в том, что проект «сыграет» на 100%. Слишком долго длится череда неудачных проектов у ВМС США. Возможно, этот проект — последняя попытка ВМС создать эффективный и технологичный фрегат после неудачного проекта Littoral Combat Ship (LCS) и отменённой программы Constellation. С программой Zumwalt, которая была не менее «успешной», не всё так однозначно, есть информация, что ее могут снова вынуть из пыльного ящика.
Фрегат FF(X) будут иметь длину около 128 м, ширину примерно 16,5 м и обладать водоизмещением 4 750 тонн. Скорость хода составит до 28 узлов, ожидаемая дальность плавания — 12 тысяч морских миль, автономность — 60 дней. Экипаж 148 человек.
Как уже говорилось в наших материалах, вооружение довольно скромное, не сказать — убогое: 57-мм орудие, 30-мм зенитная шестиствольная пушка «Фаланкс» и 21-ячеечная пусковая установка RIM-116 Rolling Airframe Missile (RAM) для противовоздушной обороны.
Это почти идентично окончательной конфигурации LCS — платформы, которую долгое время критиковали за недостаточную огневую мощь. И вот недостаток огневой мощи планируется восполнить за счёт контейнерных систем на корме. Конечно, это лучше, чем модули, по которым сходили с ума в начале века. Надежнее и не требует огромного количества времени на замену.
Первые контейнерные варианты ВМС включают пусковые установки для 16 противокорабельных ракет Naval Strike Missile (NSM) или 48 ракет AGM-114 Hellfire для борьбы с небольшими лодками и беспилотниками.
Этот подход, по мнению официальных лиц, принципиально отличается от провалившейся концепции «боевого модуля» LCS. Решение отказаться от вертикальной пусковой установки и других встроенных систем, таких как гидролокатор, вызвало скептицизм. Критики указывают на класс Constellation, который был разработан как более крупный и лучше вооружённый фрегат специально для устранения недостатков LCS. Однако контейнерная стратегия рассматривается как способ управления рисками и быстрой интеграции новых технологий, от комплексов противолодочной борьбы до систем радиоэлектронной борьбы, без дорогостоящих модификаций на верфи.
Система, которая себя не оправдывает... может быть просто снята с корабля и легко заменена на что-то другое.
Но вспомним, то же самое говорили и про модульные корабли. А потом внезапно так выяснилось, что замена одного модуля на другой занимает почти месяц. И требует еще дополнительного экипажа, обученного работать именно на этом модуле.
Для ВМС программа FF(X) представляет собой прагматичный, хотя и неоднозначный, поворот. Вместо традиционного представления о хорошо вооружённом автономном фрегате предлагается гибкая программа корабля, который можно оснастить контейнерами по принципу «подключи и работай».
Экономия? Возможно. Гибкость и эффективность? Это проверяется временем и эксплуатацией.
Интересно то, что обе стороны, и Китай, и США, действуют в стиле «новое — это хорошо забытое старое». Китай реально пробует повторить на ином витке технологий изобретенное сто лет назад, а США переосмысливают модульную программу двадцатилетней давности.
У кого получится эффективнее – вопрос на ближайшие десять лет.
- Роман Скоморохов
Обсудим?
Смотрите также: